МУ 2.1.4.682-97: Методические указания по внедрению и применению Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"

МУ 2.1.4.682-97: Методические указания по внедрению и применению Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"

Терминология МУ 2.1.4.682-97: Методические указания по внедрению и применению Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества":

7.1.2. Второй этап предусматривает оценку эффективности работы водопроводов с учетом новых требований качества питьевой воды и состава воды водоисточника. Этот этап целесообразно совместить с этапом расширенных исследований, которые охватывают все периоды года.

В ходе проверки устанавливают эффективность работы сооружений по отношению к загрязнениям, обнаруженным в воде водоисточника, выбирают оптимальный режим очистки, который фиксируют в технологических картах (допускаемые скорости движения воды по сооружениям, частота промывок сооружений, дозы реагентов), оценивают стабильность качества питьевой воды в разводящей сети города. При невозможности обеспечения качества воды, установленного СанПиН, разрабатывают план мероприятий, направленных на обеспечение качества воды, удовлетворяющего требованиям СанПиН.

Определения термина из разных документов: Второй этап

3.3.1. Первый этап предусматривает анализ данных, характеризующих качество воды источника, обработанной питьевой воды и воды разводящей сети. Используется базовая информация, имеющаяся в организациях, контролирующих или изучавших (в рамках НИР, разработок ТЭО и т.д.) качество воды источника, условия, формирующие качество воды источника, питьевой воды и т.д. (приложение 1)*.

* За безвозмездное и скоординированное предоставление необходимой информации отвечают органы местного самоуправления.

Определения термина из разных документов: Первый этап

3.3.5. Пятый этап - разработка планов мероприятий по реализации рабочей программы.

Определения термина из разных документов: Пятый этап

7.1.3. Третий этап содержит план перевода водопровода на работу в соответствии с СанПиН: он включает переоборудование отдельных сооружений (когда это необходимо), получение реагентов с сертификатами соответствия и гигиеническими сертификатами, переоснащение лабораторий, обучение персонала всех подразделений и цехов работе в новых условиях, получение необходимых лицензий, свидетельств об аттестации и т.п. В план мероприятий допускается включение строительства или реконструкции сооружений в тех случаях, когда имеющиеся мощности не обеспечивают удаление из воды специфических токсичных примесей, стабильно присутствующих в воде водоисточника. Соответствующее обоснование с финансовыми расчетами направляют на утверждение и финансирование в органы местного самоуправления одновременно с рабочей программой.

7.2. При обработке воды из поверхностного или загрязненного источника необходимая степень осветления и режим обеззараживания определяются в результате специальных исследований. Эта работа выполняется одновременно с изучением качества воды источника в соответствии с ГОСТ 2761-84.

7.3. Мероприятия, рекомендуемые при использовании поверхностных водоисточников.

7.3.1. При подготовке водопроводов, базирующихся на поверхностных водоисточниках, обращают особое внимание на:

· необходимость полного и всестороннего обследования состава воды водоисточника;

· обнаружение и включение в рабочую программу производственного контроля химических веществ, не контролируемых ранее на водопроводной станции;

· подтверждение, на этапе расширенных исследований, стабильного присутствия этих веществ в воде в различные сезоны года и возможность их извлечения принятой технологией водоподготовки.

7.3.2. При обнаружении стабильного присутствия в воде органических веществ, для очистки могут быть использованы сорбционный (с применением гранулированных и порошкообразных углей) и сорбционно-окислительный методы, нашедшие широкое применение в технологии водоподготовки в условиях сильно загрязненного водоисточника.

7.3.2.1. Запахи, привкусы, фенолы, СПАВ, нефтепродукты, амины, хлорорганические соединения, специфические запахи и привкусы продуктов автолиза планктона, рыбы, плесени и т.п. удаляют озонированием с последующей фильтрацией через активированный уголь.

7.3.3. Использование сорбционно-окислительного метода для конкретного водопровода, с учетом специфических загрязнителей в воде водоисточника, требует проведения проектно-изыскательных работ и привязки технологических решений к условиям действующих сооружений и качеству воды водоисточника.

7.3.4. При обнаружении в водоисточнике специфических примесей неорганической природы проводят оценку эффективности их удаления на действующих очистных сооружениях.

В тех случаях, когда загрязняющие вещества относятся к элементам с переменными валентностями (железо, марганец, сероводород, хром, медь и т.п.), применение озона также может оказаться эффективным. При этом требуется детальный выбор условий их удаления из воды в соответствии с «Методическими рекомендациями по применению озонирования и сорбционных методов в технологии очистки воды от загрязнений природного и антропогенного происхождения» (1995).

7.3.5. Окислительно-сорбционный метод весьма эффективен для обеззараживания воды в отношении коли-индекса и общего микробного числа. Проверку метода с целью оценки эффективности обеззараживания воды по микробиологическим показателям, приведенным в табл. 1 СанПиН, выполняют на каждом водопроводе дополнительно.

7.3.6. При соответствии поверхностного источника III классу в обязательном порядке должно быть предусмотрено дополнительное осветление воды, что указано в ГОСТ 2761-84.

7.3.6.1. Глубокого осветления и обесцвечивания воды достигают применением флокулянтов, повышением доз коагулянта, надлежащей четкой (по регламенту) эксплуатацией фильтровальных сооружений, при максимальном снижении проскока хлопьев коагулянта в фильтрат.

7.4. Мероприятия, рекомендуемые при использовании подземных водоисточников.

7.4.1. При подготовке водопроводов, базирующихся на подземных водоисточниках, обращают особое внимание на стабильность подземной воды в течение последних 3 лет и наличие химических или микробных загрязняющих агентов. В том случае, когда технология принятой очистки соответствует классу источника, эксплуатация должна соответствовать требованиям технологических карт по эксплуатации сооружений водопровода.

7.4.2. При обнаружении загрязнения подземного водоисточника принимают меры по снижению содержания загрязняющих веществ до ПДК: методом смешивания с водами других водоносных горизонтов, не содержащих этот загрязнитель; смешением с питьевыми водами поверхностных водоисточников; за счет исключения скважины из эксплуатации; переход на скважины незагрязненных водоносных горизонтов.

7.4.3. Все эксплуатируемые и резервные скважины, расположенные в зонах возможного загрязнения, подлежат герметизации. Не подлежащие эксплуатации скважины должны быть затампонированы.

7.4.4. Условия эксплуатации водозаборных сооружений подземных источников водоснабжения указаны в Правилах технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест (1979). Требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения установлены в СанПиН 2.1.4.027-95 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения».

Определения термина из разных документов: Третий этап

3.3.4. Четвертый этап - разработка рабочей программы производственного контроля качества воды для каждого водопровода выполняется с учетом полученных результатов (приложение 4).

Определения термина из разных документов: Четвертый этап

3.2.6. Шестой этап - согласование рабочей программы и плана мероприятий с органами СЭН и утверждение их органами местного самоуправления сроком не более 5 лет.

3.3.7. Сроки разработки рабочих программ (1 - 6 этапы) не должны превышать 1 год.

3.4. Рабочие программы, утверждаемые органом местного самоуправления, включают: пояснительную записку, перечень контролируемых показателей, перечень методик их определения, план пунктов отбора проб воды для анализа и периодичность их отбора, календарные графики отбора проб и проведения исследования.

3.4.1. Пояснительная записка содержит паспорт водопровода, информацию о водоисточнике, технологии водоподготовки, используемых реагентах и гигиенические сертификаты (гигиенические заключения) на них, сведения о транспортировании и распределении воды; обоснование выбора химических веществ, показателей бактериального, вирусного, паразитарного загрязнения, радиационной безопасности для контроля; готовность производственной лаборатории к проведению работ, соответствие требованиям СанПиН сооружений по подготовке и распределению питьевой воды; план мероприятий по улучшению технологии водоподготовки или разработки новых технологических решений, план мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций и системы оповещения учреждений санэпиднадзора и органов местного самоуправления.

3.4.2. Перечень контролируемых показателей дифференцируется в зависимости от объекта контроля (источник, обработанная вода и питьевая вода в сети).

3.4.3. Перечень методик определения контролируемых показателей на стадии производственного контроля включает информацию о методе, шифр ГОСТ или РД, предел и погрешность определения (приложение 5аа).

3.4.4. Методики, рекомендуемые при проведении расширенных исследований, представлены в приложении 5бб.

3.4.5. Пробы воды в обязательном порядке должны отбираться из водозаборов, по этапам очистки перед подачей воды в распределительную сеть, в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода.

3.4.6. По каждому пункту указывается количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора.

3.5. Осуществление производственного контроля за действующей системой водоснабжения, согласно утвержденной рабочей программе, предполагает оперативное реагирование на обнаружение отклонения качества воды от требований СанПиН (с учетом уточнений и дополнений настоящих МУ, разд. 4), информирование учреждений СЭН и принятие мер по ликвидации ситуаций, приведших к загрязнению питьевой воды.

3.6. Любые решения (оперативные и долгосрочные) по ограничению, запрещению использования питьевой воды населением применяются по согласованию с учреждениями СЭН; трактовка степени опасности питьевого водопользования дается учреждениями СЭН.

3.7. Срок действия утвержденных рабочих программ - не более 5 лет. При необходимости (в зависимости от изменившейся санитарной ситуации) он может быть сокращен.

Определения термина из разных документов: Шестой этап

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. . 2015.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»